Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
18:03 

Ужасы художественных школ

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
В чьем-то блоге подобрала ссылку на воспоминания одной художницы о своем учителе www.proza.ru/2012/11/17/82 Очень интересно в том плане, что там рассказывается о преподавании живописи. Но от некоторых кулстори просто волосы на голове дыбом становятся. Вот зацените:

В детстве я часто посещала Эрмитаж, и мой вкус сформировался тогда. Мне всегда нравилась классическая живопись. Когда же я стала обучаться рисованию, то столкнулось с непониманием. В лицее мою манеру называли салонной живописью, и предлагали идти продавать свои этюды на Невский, заставляли писать мазками как у импрессионистов. Удивительно, но никаких сведений о цветоведении при этом нам не давали. Ничего кроме обид и слез у меня тогда этот подход не вызывал. Это был период моего увлечения Брюлловым, Энгром. Критиковали не ошибки в построении или в композиции, а мой вкус. Такой подход мне казался тем более удивительным, что часто на вопрос что и как писать, учителя говорили, что нужно ходить в Эрмитаж, смотреть и учиться у старых мастеров. Это все верно, но так учиться у старых мастеров можно и не учась в специальном учебном заведении. Кроме того, почти всю живопись Эрмитажа можно назвать салонной живописью.

***
У нас в лицее, уже в последнем классе, моя приятельница, очень старательно посещавшая все занятия, по рисунку получила тройку. За все месяцы, что шел рисунок, преподаватель иногда заходил в класс, но видимо особого участия в учениках не принимал. Разочарованная девушка стала спрашивать, почему же она получила тройку?
- Вы недопустимо ошиблись в пропорциях, на целый сантиметр! – ответил преподаватель.
- А почему же вы за полтора месяца мне не сказали, что я ошиблась в пропорциях? – возмущалась девушка.


***
В нашей школе учились действительно очень талантливые дети, и многие композиции были, по сути, интересными картинами, несмотря на то, что были написаны подростками. Помню, что когда я дома рассказывала о своей учебе, что вот, преподаватели приходят, почти ничего не объясняют, только на обходах запираются и потом оценки выдают, так, без комментариев: три с плюсом, два с плюсом, пять с минусом. Думай что хочешь. Одна родственница сказала: «А они просто ходят, смотрят молодые, свежие идеи, вдохновляются».
Интересно, но ту же мысль я от своих друзей из не художественного мира слышала спустя время еще не раз. Например, один мужчина сказал: «А зачем им вас учить? Конкурентов что ли себе готовить?» Недавно, я решила спросить, что думает об этом Шувалов (герой книги).
- А ты знаешь, - сказал Дмитрий Саныч, - мне вот один мой товарищ сказал, посмотрев, как я работаю: «Слушай, зачем ты их так учишь, они же все потом набьются в Союз, там и так не пропихнуться». Это была мысль довольно известного художника, некоторое время работавшего преподавателем, к счастью, правда не долго.


***
Когда мы уже заканчивали задание по живописи, неожиданно в экзаменационной аудитории появился Андрей Андреич Мыльников. Он вошёл в аудиторию мемориальной походкой живого классика, за ним следовал шлейф свиты из преподавателей Академии, ловивших каждое слово и движение маэстро. Неторопливо Андрей Андреич обошел аудиторию, смотря работы абитуриентов. В тот момент у него было доброе лицо деда Мазая. Вдруг, он остановился возле холста одной девушки. Свита медленно распустилась веером за спиной мастера и застыла в ожидании. Девушка, возле работы которой остановился мэтр, только что закончила СХШа с красным дипломом. Она считалась лучшей выпускницей нашей школы.
- Великолепно, - произнес мастер, - вы что заканчивали?
- СХШа, - ответила абитуриентка.
- СХШа? Замечательно! Вы молодец! Очень хорошая работа.
Эта сцена очень напоминала известную картину Репина, изображающую Державина, впервые открывшего гений юного Пушкина.
(...)
Конечно, все решили, что эта девушка уже поступила. Каково же было наше удивление и шок, когда по результатам экзамена она получила то ли тройку, толи двойку именно по живописи, за эту именно работу! Конечно же, она не поступила. Более того, с девушкой случился какой-то нервный шок, вызывали неотложку, и она даже попала на какое-то время в больницу. Ходили слухи, что вскоре она вышла замуж и вообще забросила живопись. Признаюсь, я тогда не могла понять, было ли это сделано специально, из иезуитской жестокости, или же так получилось случайно?


Я понимаю, что это просто отдельные примеры, выбранные за выразительность, что наверное, в ее учебе не было сплошь так, но... А-А-А-А!! :horror2:

Меня, кстати, всегда поражало, почему художники такие косноязычные. Очень мало кто может внятно объяснить, что и как они делают. В лучшем случае отмалчиваются, в худшем вываливают в ответ какую-нибудь духовность. А это у них крепкая традиция, передающаяся из поколения в поколение.

@темы: про ЭТО

URL
Комментарии
2015-07-19 в 18:14 

Chernotrav
Проводник, чаю.
Мне, конечно, раньше много кто рассказывал ужасы про ДЕТСКИЕ художественные школы (сам в такой учился), но то было с точки зрения анимешников, чьи прекрасные порывы души пытались задавить. А тут прям какой-то кошмар х_х
Я почти благодарен тому автобусу, под который я попал и из-за чего не пошел после 9го класса в худ.училище, а уже архитектурку после 11го.

2015-07-19 в 18:21 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
Охренеть.
Особенно в сравнении с фантастами, немало которых реально дают бесплатные хорошие мастер-классы с отличной обратной связью.
И в сравнении с Амаргой, у которой я занималась частно.
Пипец какой-то.

2015-07-19 в 18:32 

феникс периода полураспада
Нет, я не безумец, мне и так хорошо(с) Репутация – это то, что о тебе знают другие. А честь – это то, что знаешь о себе ты сам.(с)
Я конечно в смежной профессии училась, но... От прочтения всплыло в памяти то пакостное чувство, которое преследовало меня весь преддипломный год в родной шараге и апофигеем накрыло на самой защите. Очень реалистично описано, да. Увы.(

2015-07-19 в 18:42 

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
*Айвен*, Тоже плохо объясняли и не комментировали оценки?

Кимури, Причем, я не могу сказать, что совсем не бывает хороших мастерклассов. Например, Константин Стерхов мой любимый весьма понятно и наглядно объясняет. Но как там в системе образования....
У преподавателей худвузов, как это часто бывает с преподавателями в России, маленькие зарплаты. Это может объяснить, почему там остаются не очень хорошие специалисты или почему они не любят напрягаться. Но вот это "зачем ты их учишь, они набьются в СХ, там и так не протолкнуться"... -- это что-то за гранью.

Chernotrav, Мне, конечно, раньше много кто рассказывал ужасы про ДЕТСКИЕ художественные школы (сам в такой учился), но то было с точки зрения анимешников, чьи прекрасные порывы души пытались задавить.

Гы-гы.
Наверное, это сильно от везения зависит, Беленькой в конце концов с преподавателем повезло, она нашла Шувалова.

URL
2015-07-19 в 18:52 

феникс периода полураспада
Нет, я не безумец, мне и так хорошо(с) Репутация – это то, что о тебе знают другие. А честь – это то, что знаешь о себе ты сам.(с)
LynxCancer, скорее активно травили самых талантливых и выдвигали самую бездарь. В плане объяснений на вечерке вообще фигово: спасение утопающих в основном было делом их собственных рук. Хотя были и хорошие, толковые преподаватели, но их явно было меньшинство.

2015-07-19 в 22:13 

Воробушка
Физики шутят - Чернобыль смеется
Бгг, да там везде до сих пор так) За редчайшим исключением преподавателей, которые этим живут - в той или иной степени это норма. От изокружков до вузов, ага)

Поэтому обычно там закаляют сталь, у кого упрямства было больше, чем трепетности - тот и остается в рисовании. Ну или те, кто вообще не имел сомнительного счастья обучаться в разнообразных учреждениях, благо, сейчас это не необходимость.

2015-07-19 в 22:18 

LynxCancer
Славим жизнь и сеем смерть
Воробушка, у кого упрямства было больше, чем трепетности - тот и остается в рисовании

Да и бог бы с ней, с трепетностью. Но зачем о секретах мастерства молчать как партизан на допросе?
В итоге единственное преимущество учебы "в учреждениях" -- доступ к гипсовым головам и натуре, так получается?

URL
2015-07-20 в 00:39 

Кимури
В теорию эволюции не надо верить - ее надо знать
LynxCancer, в корочке.

   

Дневник LynxCancer

главная